Концепция формирования
информационного
общества в России
http://www.iis.ru/library/riss/
Цель Концепции –
определение российского пути перехода (или построения) информационного
общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной
политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются
политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические
предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского
пути к информационному обществу.
Разработана в 1999 гг.
по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по связи и
информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и
связи.
Концепция формирования
информационного общества в России
Одобрена решением Государственной
комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по
связи и информатизации от 28 мая
В настоящее время
осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного
общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение
нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и
духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России
достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного
развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически
развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного
развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и
культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.
Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут
сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких
экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.
К характерным чертам и
признакам информационного общества следует отнести:
Необходимость перехода к
информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия
научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце ХХ века скорость смены
технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и
услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и
даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно
превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена
технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально
меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель
поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться
модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема “отцов и
детей”. Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени
ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни,
является уровень информационной подготовленности человека к грядущим
изменениям.
Одним из важнейших
показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века является
развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во
всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и
потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение
отношения к информации и расширение возможностей получения и применения
информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих
направлениях.
Все вышесказанное
определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой
задачи - создание социально-психологической модели поведения члена
информационного общества, выявления "точек" и методов воздействий,
которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в
условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.
Представляется, что
наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования,
которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости
постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению
национальных традиций и культурного наследства своей страны.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА
РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
В России за последние
7-10 лет сформировались такие факторы социально-экономического,
научно-технического и культурного развития, которые можно рассматривать как
предпосылки перехода к информационному обществу. К таким предпосылкам
следует отнести:
1.1. Информация
становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали
сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами.
Уже сегодня объем продаж
в России только средств вычислительной техники и информатики (в основном ПЭВМ и
периферии) достигает величины более одного миллиона штук в год и оценивается,
примерно, в 1,5 млрд. долларов. Как показывает мировой опыт стоимость продаж
программного продукта, обычно равна или несколько больше затрат на технику, а
затраты на персональные средства связи, аудио и видеоаппаратуру обычно
соизмеримы с затратами на средства вычислительной техники. Эти минимальные
приближенные оценки суммарно составляют 4,5 млрд. долларов, что составит
порядка 5% ВВП России в 1997г. Эта величина суммарных затрат на информацию уже
имеет макроэкономическую значимость и характеризует рост использования ресурса
“информация”.
1.2. Можно говорить о том,
что в России сформировался и успешно развивается отечественный рынок
телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем
средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5-7,5 млрд. долл./год.
1.3. В целом в стране,
несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет
развитие систем и средств телекоммуникации. Растет количество корпоративных
информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых
открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к
миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая
спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно
растет рынок средств мобильной связи.
1.4. В значительной
степени информатизированы многие отрасли хозяйства,
банковская сфера и сфера государственного управления.
1.5. В общественном
мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному
обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует
широкий общественный резонанс Концепции государственной информационной
политики, которая может рассматриваться как политика обеспечения начального
этапа перехода России к информационному обществу.
1.6. Сегодня Россия
является частью мирового политического и экономического сообщества в такой
степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле
Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи,
активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов,
компьютеров и т.д.
1.7. Сформирована и
функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие
информационно-технологического базиса обеспечение процессов перехода.
Целью настоящей
Концепции является определение российского пути перехода (или построения)
информационного общества, основных условий, положений и приоритетов
государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В
Концепции формулируются политические, социально-экономические, культурные и
технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается
специфика российского пути к информационному обществу.
3. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
КОНЦЕПЦИИ
3.1. Стратегической целью
перехода к информационному обществу является создание развитой
информационно-коммуникационной среды общества и интеграция России в мировое
информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение
качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и
государства.
3.2. В ближайшей перспективе
переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое
условие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как
инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни,
как фактор интеграции общественного сознания вокруг непреходящих
гуманистических ценностей и национально-исторических традиций народов России,
наконец, как инструмент укрепления федеративного государства и
социально-экономического выравнивания уровня жизни в регионах страны.
3.3. Переход к
информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития
-формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяющемся
потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению
экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.
3.4. Государство играет
ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу за
счет:
В условиях отсутствия у
государства мощных финансовых рычагов, способных обеспечить процессы перехода к
информационному обществу, основными средствами государственного регулирования и
контроля за процессами перехода остаются законодательная и нормативно-правовая
базы, регулирующие информационные отношения в обществе.
3.5. На начальном этапе
создания социально-значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов
(в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального
обеспечения и др.) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем
уходит с рынка, При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы
будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и
коммуникационных услуг и услуг связи.
3.6. Государство выступает катализатором
происходящих перемен в интересах развития общества и личности. С этой целью
оно:
3.7. Государство обеспечивает
доступ к общественной информации. Информация должна быть открыта для всех и
предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. Основная,
первичная информация предоставляется населению бесплатно. Если требуется
дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, включающая
стоимость подготовки и передачи информации и небольшую прибыль. При определении
стоимости услуг по передаче информации принимается в расчет характер ее
использования потребителем.
3.8. Процесс перехода России
к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового
информационного сообщества. Должно быть обеспечено активное участие России
в международном разделении труда на мировом рынке
информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке
международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации
международных проектов и программ информатизации. Необходимо сотрудничество с
международными организациями, прежде всего с Советом Европы, при формировании
рынков аудиовизуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций.
3.9. Нельзя не отвечать
на новые вызовы международной, национальной, общественной и личной
безопасности, порождаемые движением к информационному обществу. Речь идет о
подготовке и принятии широкомасштабных международно-правовых соглашений,
ставящих под контроль производство и распространение информационных технологий
в качестве оружия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным
терроризмом и компьютерными преступлениями, о действенных мерах защиты
информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной
собственности и авторских прав на материалы, распространяемые по мировым
открытым сетям. Должны быть рассмотрены возможности контроля за
распространением по Интернету непристойной и оскорбляющей общественную
нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и
прочих материалов, оказывающих негативное воздействие на физическое,
психическое и моральной здоровье людей.
3.10. Реализация процесса
перехода к информационному обществу должна учитывать накопленный отечественный
и зарубежный опыт программно-целевых методов организации работ.
Стратегия перехода, как и возможные программы ее реализации должны иметь
интегрирующий характер, объединять различные ведомственные и коммерческих
проекты. Стратегия должна иметь надведомственный
общегосударственный статус, обеспечивающий возможность координации усилий
всех участников процесса перехода.
3.11. Необходимо смещение центра тяжести
процессов перехода из столицы на периферию, широкое привлечение региональных
и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем
направлениям и созданию условий на местах для перехода к информационному
обществу.
3.12. Стратегия перехода к
информационному обществу требует широкой психологической и пропагандистской
поддержки в общественном мнении. Ее основные положения и программные
мероприятия должны быть понятны населению, социальная направленность перехода
должна быть разъяснена, необходимость движения к информационному обществу
должна быть обоснована и доведена через СМИ до граждан страны.
3.13. Основные
направления процесса перехода связаны с созданием развитой
информационной среды общества, рассматриваемой как совокупность
технико-технологических, социально-политических, экономических и
социально-культурных компонентов, факторов и условий, при которых информация и
знания становятся реальным и эффективным ресурсом социально-экономического и
духовного развития России.
Для формирования
развитой информационной среды общества должны рассматриваться решения,
связанные с:
3.14. Переход к
информационному обществу - это длительный процесс последовательного
приближения к некоторому среднемировому уровню, которое может быть оценено
изменением (приращением) системы индикаторов на макро- и микроуровнях,
характеризующих динамику развития тех или иных составляющих информационной
среды.
4. ОСОБЕННОСТИ И
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПЕРЕХОДА РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
Российский путь к
информационному обществу определяется, как и для других государств, ее
сегодняшними политическими, социально-экономическим и социально-культурными
особенностями.
К таким особенностям
следует отнести:
4.2. Рассмотренные выше политические
и социально-экономические условия, в которых еще порядка 10-15 лет будет
происходить переход России к информационному обществу, существенно отличаются
от условий, характерных для развитых стран и, следовательно, требуют
определения пути, свойственного только России, однако учитывающего
накопленный мировой опыт. Этот опыт показывает, что каждая страна движется к
информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым
сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями.
4.3. В США, ЕС,
Японии:
Однако:
4.4. Переход к
информационному обществу любой страны - это процесс, требующий больших
материальных затрат на формирование и развитие информационной среды, развитие
индустрии информационных услуг и “доведение” их до каждого члена общества.
Сегодня, например, США вложили и продолжают вкладывать в развитие этой
индустрии до 10% своего ВВП, но и получают за счет этого более 25% своего ВВП.
Примерно такие же объемы характерны и для других развитых стран. Россия едва
ли может быть исключением.
4.5. Из сказанного вытекает,
что возможны два варианта перехода России к информационному обществу.
Первый вариант - повторение того пути,
который уже пройден или проходится другими странами, в основном, европейскими.
Он требует значительных капиталовложений, достаточно короткий по времени (не
более 7-10 лет до выхода на среднеевропейский уровень информатизации при
условии 2-3% темпа экономического роста). Скорость движения по такому варианту
будет обеспечиваться выделенными средствами (не менее 5-7% ВВП). Кроме того,
этот путь будет требовать существенного изменения российского менталитета и
переориентации общественного сознания на цели, приоритеты и направления
развития, свойственные американскому или европейскому образу жизни.
Второй вариант - нахождение пути,
ориентированного на чисто российские критерии и характеристики качества жизни,
социально-культурные особенности и требующего в сегодняшних
социально-экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со
стороны государства. Этот путь нетрадиционный, неапробированный.
Однако он требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, политической
стабильности в обществе и политической воли исполнительной и
законодательной власти, поставившей перед обществом задачу перехода к
информационному обществу как задачу высокого приоритета.
4.6. Для реализации первого
пути требуется получить основные объемы инвестиций из зарубежных источников
или от отечественных коммерческих структур и населения. Оба варианта не реальны
- сегодня и в обозримом будущем никто такие средства не даст, т.к. уверенности
в их возврате у зарубежных кредиторов нет, да и “выращивать” за собственные
деньги конкурента никто не будет. Получить средства от собственных коммерческих
структур и населения в ближайшие годы не представляется возможным - для этого
необходимы существенно более высокий уровень развития этих структур, заметное
оживление рыночных преобразований и повышения качества жизни населения.
Следовательно, приемлем
только второй путь.
4.7. Основой российского
пути должны явиться:
4.8. Решение этих трех
масштабных, исторических для России, задач будет означать реальное превращение
информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного
развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского
общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение,
распространение и использование информации, расширение возможностей
саморазвития личности.
В итоге Россия может
выступить как носитель специфической модели цивилизационного развития, во
многом корректирующей западный эталон. Историческая преемственность,
национальная идентичность, восстановление нравственного сознания, образование
единого духовного пространства страны - таковы основные особенности выбираемого
пути России к информационному обществу.
Движение по этому пути,
особенно на первых этапах, требует широкой общественной поддержки,
глубокого осознания целей перехода к информационному обществу и политических,
экономических, социальных и культурных преимуществ, которые предоставляет
населению жизнь в информационном мире. Для этой поддержки должны быть
скоординированы усилия многих специалистов - гуманитариев по формированию
облика гражданина информационного мира, модели его жизнедеятельности. Эта
поддержка должна получить самое широкое пропагандистское обеспечение во всех
печатных и электронных СМИ.
4.9. Информатизация
системы общего образования, ориентированная на воспитание нового поколения,
отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного
общества - основная перспективная задача перехода к информационному обществу.
Ее всеобъемлющее решение потребует длительного времени, не менее 10-15 лет, в
течение которых может быть разработана и реализована новая идеология
непрерывного образования на всех уровнях - от детского сада до обучения и
переподготовки взрослых - с разумным сочетанием государственных и
негосударственных образовательных институтов. Необходимо учесть, что в России
имеется серьезный задел в области применения информационных и
телекоммуникационных технологий в высшей школе, однако совершенно недостаточны
работы по компьютеризации школ, особенно в небольших городах и на селе. Важную
роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные
центры, электронные библиотеки и работа в Интернете.
4.10. Формирование и
развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, ориентированной на
массового потребителя, является одной из основных задач развития
информационной среды общества, обеспечивает заинтересованность населения в
использовании информации как ресурса общественного и индивидуального развития,
личное, в том числе финансовое участие в процессе перехода к информационному
обществу.
Решение данной задачи
позволит:
4.11. Обеспечение сферы
информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским
культурно-историческим традициям, является политической задачей, решение
которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия
российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных
духовных ценностей и идеалов, максимально уменьшить негативное воздействие на
молодых людей англоязычной информационной экспансии, культурно-оккупационного
характера Интернета. Должна быть оказана всесторонняя поддержка организация
мощного русскоязычного сектора в Интернете. Все это создаст предпосылки для преодоления
идеологического диктата и распространения политического и духовного влияния США
через современные коммуникационные сети и системы.
5. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОГО ПУТИ
5.1. Три указанные выше
стратегические направления перехода должны быть ориентированы на формирование
таких ценностных и поведенческих стереотипов поведения населения, которые
отвечают, с одной стороны, культурно-историческим традициям народов России, а с
другой - высоким требованиям цивилизационного развития в XXI веке. Движение по
выбранному пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые
типы социальных отношений, усилить интеллектуальный, творческий потенциал
человека, приобщить его к мировым культурным ценностям. Это особенно важно для
победы идеалов духовности и нравственности в информационном пространстве
современной культуры, раздираемом конкурентной борьбой.
5.2. Благодаря глобализации
аудиовизуальных средств массовой информации, компьютерных сетей, доступности
информационных развлечений возникает глобальная мода, интенсивно формирующая
новые модели и нормы поведения, особенно в среде молодежи. Важно преодолеть их
навязывание и дать возможность небольшим сообществам или национальным
образованиям развивать свою культуру, сохранять язык, формировать чувство
духовного единства.
5.3. Применение новых
информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые формы рабочих
отношений как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда. Эти новые
отношения (“сетевая” культура, телеработа и др.),
несмотря на возрастание информационного давления на человека, помогают
технологически и психологически решать главную задачу - повышение эффективности
любых видов деятельности.
5.4. Применение
информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования и в
сфере индивидуального потребления информационных продуктов и услуг существенно
повышает уровень общего и профессионального образования, должно помочь получить
престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный
культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть
личные способности. Дистанционное образование на основе современных
информационных технологий является для многих стран, и для России тоже,
единственным шансом подготовить людей для жизни и работы в информационном мире
XXI века.
6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
6.1. Основные направления
реализации предлагаемого пути перехода, должны охватывать две главные
составляющие информационной среды общества:
6.2. Оба эти направления
следует рассматривать в качестве основных объектов государственной
информационной политики обеспечения перехода к информационному обществу. Эти
направления выбираются на основе определения приоритетов и временных горизонтов
развития входящих в них элементов, учета тенденций их эволюции в развитых
странах, оценки исходного уровня (существующего положения). Основное внимание
следует уделять складывающимся в России к настоящему времени реальным
экономическим, организационным и правовым предпосылкам и условиям движения к
информационному обществу.
6.3. В
технико-технологическое направление входят следующие компоненты:
6.4. В политическое,
социально-экономическое и социально-культурное направление входят
следующие компоненты:
6.5. Программные решения
и мероприятия в обоих направлениях тесно взаимосвязаны. Совместная их
реализация (политические и правовые меры, экономические и технологические
решения) требует задания межведомственных комплексных программ, подпрограмм и
проектов, а также коммерческих проектов, например, по обеспечению безопасности,
развитию российской части Интернета, информационно-технологической поддержке
системы образования, коммуникационных систем и сетей для населения и т.п.
Выделение второго
направления в целостную компоненту представляется необходимым, так как
реализация Концепции только за счет технико-технологических проектов при
дополнении их отдельными организационно-правовыми и экономическими механизмами,
как показывает весь предшествующий опыт выполнения программ информатизации, не
приводит к успеху.
6.6. Оценка результатов
движения к информационному обществу, достигнутых на отдельных этапах перехода
к информационному обществу, строится на основе мониторинга развития
информационной среды с помощью различных показателей. Некоторые из них носят
оценочный характер, другие получают в процессе обработки статистических данных.
Самые общие показатели соотносятся с параметрами социально-экономического
развития (показатели ВВП на душу населения, доля затрат на образование в государственном
бюджете, параметры совокупного платежеспособного спроса на информационные
продукты и услуги, размеры инвестиций в высокотехнологичные отрасли, процент
занятых в сфере обработки информации и информационно-вычислительного
обслуживания и т.п.). Другая группа показателей характеризует развитие
непосредственно технологического базиса информационного общества и его
отдельных составляющих. Например, могут использоваться динамика роста числа
пользователей Интернета, количество ЭВМ на 1000 жителей, количество домашних
компьютеров, количество русскоязычных сайтов в Интернете, емкость
информационного рынка. Для этих же целей следует использовать традиционно
собираемые статистические данные по количеству и типам баз данных, по
количеству действующих библиотек, культурно-информационных и образовательных
центров, оснащенных компьютерной техникой, количеству абонентов этих библиотек
и центров, в том числе в отдаленных регионах, количеству и типам используемых
каналов связи, количеству и типам телекоммуникационных сетей и подключенных к
ним терминалов (в различных разрезах: в стране в целом, по регионам и областям,
отраслям, организациям и предприятиям, формам собственности и т.п.).
Положительная динамика этих индикаторов за год или несколько лет в среднем на 10-20%
будет свидетельствовать о постоянном развитии технологического базиса
информационной среды. Должны быть также оценены масштабы и глубина потребления
информационных и коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг
в различных областях общественной жизни: в сфере труда и занятости,
образовании, здравоохранении, социальной сфере, в организации быта и досуга и
др. Вместе взятые эти показатели и индикаторы будут характеризовать
последовательное продвижение страны по выбранному пути к информационному
обществу.
7. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
7.1. Для всех трех основных
направлений перехода к информационному обществу важным является решение
следующих первоочередных задач государственной политики:
7.2. В области
образования должны быть решены следующие задачи:
7.3. В области формирования
и развития индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе
домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя должны быть
решены следующие задачи:
7.4. В области обеспечения
сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским
культурно-историческим традициям, должны решаться следующие задачи:
Институт развития информационного общества, 1998-2002 Последнее обновление страницы было произведено - 12/03/2001